ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА, как фактор улучшения жизни и сохранения природы

А.Р.Шендерович

Исходя из трех основных факторов устойчивой архитектуры: экономика, экология и общество, в первую очередь на сегодняшний день я бы выделил общество и экономику. Чтобы в будущем Россия подхватила зеленую волну и начала строить по зеленым стандартам – это должно быть экономически выгодно государству. А для строительных компаний должны быть созданы стимулы, налоговые льготы, а также жесткие законы по экологии, где прописаны механизмы их реализации.

Отдельный вопрос с монополистами. Почему в сфере теплоснабжения и электроэнергии в России нет альтернативы? Потому, что на этом рынке услуг нет конкуренции. Насколько монополисты эффективно работают, никто не знает. На мой взгляд, эффективно получается только для самих монополистов. В России   частному инвестору чтобы что-то построить, и подключить дом к «газоводоэлектроснабжению», надо получить разрешение у монополистов.

В строительной сфере существуют целые разделы по улучшению энергоэффективности, которые не дают тратить ресурсы по совокупному расчету на основании всех данных. В тоже время, для энергоэффективности не должно быть огромных котельных, которые гонят тепло по старым трубам,  теряя его при передачи на больших расстояниях. Вместе с тем, должны более эффективно работать другие локальные источники энергии и тепла  которые являются более экологичными и менее затратными в эксплуатации.

- Известно, что большинство стран разработали и придерживаются своих стандартов, которые, вдобавок, еще и постоянно меняются — растут требования к потребляемым энергоресурсам, качеству строительных и отделочных материалов. Но в России сейчас не существует единого документа для строительства экологического здания?

Современные российские стандарты на данный момент не сильно отличаются от западных. Сейчас нет жесткого запрета и при желании можно пользоваться западными нормативами. Только в том случае, если в России актуальные вопросы экологии станут приоритетной частью ее политики, тогда и градостроительные нормы будут изменены в лучшую сторону.

 В настоящее время все больше и больше  находит применение новый подход к проектированию и строительству, максимально комплексно учитывающий воздействие на окружающую среду с целью улучшения её характеристик. Так называемое «зелёное строительство» выдвигает требования, позволяющие экономить энергоресурсы и снижать вредные воздействия не природу. Это определяется как планировочными, так и организационными требованиями, а также технологическими и нормативными особенностями. Анализируя различные  зарубежные документы можно увидеть сходства и принципиальные различия с нашими нормами.

Выдвигаемые требования в целом прописаны в нашей нормативной базе. В этом можно убедиться, рассматривая нормы по энергосбережению, требования к генеральному плану с позиций баланса земельных масс, организации строительной площадки и строительного производства, обращения со строительными отходами. Однако, есть те особенности, которые являются принципиальными. Нормативная база по парковкам автомобилей у нас рассчитана на интенсивное использование личного транспорта для прибытия на работу. Это создает перегрузку, в особенности в центральных зонах города, и так же в районах, примыкающих к центральным зонам. В то же время, во многих странах размещение офисных центров предполагает максимальную пешеходную доступность относительно остановок общественного транспорта. Приветствуется снижение норм парковочных мест, вплоть до их отсутствия. Абсолютно непопулярно размещение объектов с большим притоком посетителей (потребительский поток), которому необходим личный транспорт для удовлетворения своих потребностей (торговые комплексы) в центральной части города.

Предполагается расположение участка застройки в пределах благоустроенной территории на расстоянии не более 500 м от основных коммуникаций, 500 м от жилой зоны, с пешим доступом между зданиями,  коммуникациями и объектами инфраструктуры, такими, как  банк, детский сад, химчистка,  салон красоты, прачечная, медицинская или стоматологическая клиника, парк, аптека, почта, ресторан, супермаркет, школа, фитнес-центр, в этом случае необходимо предусматривать наличие подставок для велосипедов или стоянок для 5% всех посетителей объекта. Пять процентов от общей площади парковок должно быть отведено под транспорт с низким уровнем выхлопа и расходом топлива. Важное значение уделяется озеленению пространства, и особенно кровель, позволяющее увеличить процент озеленения всей территории и уменьшения перегрева кровли. Должны быть озеленены не менее 25% пространства территории.

Огромный смысл придается вторичному использованию природных ресурсов, ливневых вод, солнечной и ветровой энергии. Так ливневые воды рекомендуется использовать в санузлах, для уборки здания и полива территории в солнечное время года. Тем самым, экономится питьевая вода. Ограждающие строительные материалы, применяемые при проектировании объектов, должны иметь возможность отражения солнечной энергии, при этом на кровле эти  показатели должны быть не менее 70%. Не менее принципиально использование возобновляющих источников энергии на основе отсутствия загрязнения окружающей среды. Важным элементом в подходе «зеленого строительства» имеет вторичное использование материалов и конструкций, а так же восстановление и использование строительного мусора. Это прямо направлено в случае нашего города на реконструкцию щадящими методами исторических зданий, снос которых является исключительной мерой. Кроме того, приветствуется применение строительных материалов, которые изготавливаются в пределах 500-800 км зоны, а также материалов, изготовленных с применением вторсырья. Что касается норм естественного освещения, то в России они выше, чем в зарубежных (например, требования Leеd).

Все выше сказанное говорит о том, что многие позиции наших норм соответствуют международным требованиям повышения экономических характеристик здания, однако общая система нормативных требований не ориентирована на подобные решения,  в том числе и на городском уровне.