В музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации первые 13 интерьеров Александровского дворца – личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны

13 августа 2021 года в музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации первые 13 интерьеров Александровского дворца – личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Масштабные работы начались в 2012 году, последние семь лет дворец был закрыт для посетителей. Реставрация ведется в основном за счёт средств, выделяемых Министерством культуры РФ, а также за счет собственных средств музея и благотворительных средств. Для посетителей первые залы доступны с 14 августа.

На торжественной церемонии открытия выступили директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Александр Воронко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Александровский дворец – знаковое место для российской истории, последний дом семьи последнего российского императора Николая II, который с 1905 года жил здесь с семьей постоянно. Таким образом, в начале XX века Александровский дворец стал центром государственной жизни России. Отсюда венценосная семья отправилась в ссылку в Тобольск навстречу своему трагическому финалу.

Теперь посетители могут увидеть Приёмную, Рабочий кабинет, Мавританскую, Камердинерскую и Парадный кабинет (половина императора Николая II); Свитскую, Спальню, Сиреневый кабинет, Палисандровую и Кленовую гостиную  (половина императрицы Александры Фёдоровны), а также Угловую гостиную и помещения Библиотек. В цокольном этаже разместились вестибюли с кассами, гардероб, технические и вспомогательные помещения.

– Для нас открытие первой очереди Александровского дворца – эпохальное событие. Это место связано с поворотными историческими моментами, судьбами нескольких поколений Романовых. Последние годы все наши силы, стремления и мечты были связаны с реставрацией дворца. Это проект невероятной сложности и вот, наконец, мы можем немного выдохнуть – первый этап пройден, – говорит директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Окончательное завершение работ по Александровскому дворцу планируется не ранее 2023 года.

    
Этапы
В 2011 году специалисты архитектурной мастерской «Студия 44» разработали проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования.  После окончательного завершения реставрации дворец станет многофункциональным музейным комплексом, где будут предусмотрены: залы экспозиции, временных выставок, помещения для научно-исследовательской работы и конференций, библиотека, детский центр.

В 2012-2016 годах проводились строительно-монтажные и реставрационные работы в подвальной части здания (углубление подвала, усиление и гидроизоляция фундаментов), выполнена большая часть общестроительных работ в надземной части, а также работ по устройству наружных и внутренних инженерных сетей, оборудования и автоматизации систем. Усилены несущие конструкции здания. Подрядная организация – «ПСБ «ЖилСтрой». С конца 2017-го по 2020 год воссоздавалась историческая отделка помещений.

Реставрация и воссоздание
Некоторые интерьеры из тех, которые открываются в первую очередь, сохранили историческое декоративное убранство – Парадный кабинет, Приёмная, Угловая гостиная и два зала Библиотеки. Эти помещения отреставрированы.
Реставраторы опирались на обширную иконографию – любительские фотографии членов императорской семьи из государственных архивов, автохромы 1917 года, а также архивные документы. При реставрации сохранены все подлинные элементы исторической отделки интерьеров, в том числе дубовые стенные панели, деревянная обшивка потолка и керамическая плитка.

По образцам тканей, которые хранятся в музеях-заповедниках «Царское Село» и «Павловск», воссоздали тканевое декоративное убранство. В Спальне стены, мебель, альков обиты чинцем (вощёная хлопковая ткань с набивным рисунком), из него также изготовлены оконные и дверные драпировки. На тканевое убранство Спальни потребовалось почти 350 кв. метров ткани. Работа над воссозданием ткани и драпировок этого интерьера – от эскизного проекта до монтажа – заняла два года. Сиреневый кабинет отделан шёлком. По историческим образцам и фотографиям воссозданы портьеры в том числе в Мавританской (батист с аппликациями); Парадном кабинете (жаккардовые с изображениями гиацинтов); в Кленовой гостиной (жаккардовые с изображением птиц). Отделка интерьеров изобилует басонными изделиями (тесьма, бахрома, шнуры, кружево). Всего было воссоздано более двух тысяч погонных метров этих изделий – каждый по проекту или историческому образцу.

Кроме того, воссозданы:
– мебельное убранство. Всего в Сиреневом кабинете, Палисандровой и Кленовой гостиных, Спальне и Рабочем кабинете (мебель в этом интерьере находится в процессе создания и пока не установлена) будет представлено больше 60 предметов мебели – из бука, ореха, палисандра, клёна. Воссоздана антресоль в Кленовой гостиной, стенные панели в Палисандровой и Рабочем кабинете.

– камины в Палисандровой и Кленовой гостиных, Рабочем и Сиреневом кабинетах, в Мавританской. Камин в Приёмной и два камина в Парадном кабинете отреставрированы.

– ковровые покрытия. Их цвет, высоту ворса, плотность структуры основы воссоздавали на основе фотографий и аналогов – всего почти 550 кв. метров. Сшивной ковер из новозеландской шерсти в Кленовой гостиной размером 182 кв. метра весит 400 кг.

Находки
При проведении демонтажных работ в Мавританской мастера раскрыли под полом чашу бассейна, а в ней обнаружили фрагменты керамической плитки стен, метлахской плитки из самой Мавританской и других интерьеров жилой половины. Они дали представление о колористическом решении отделки интерьеров, реконструируемых по черно-белым фотографиям 1930-х. Благодаря этой находке облицовку стен Мавританской реставраторы воссоздали во всем ее полихромном многообразии и с максимальной точностью.

В 2019-м во время расчисток в Парадном кабинете обнаружили оригинальную окраску и фрагмент трафаретной росписи, обрамлявшей портал камина, что позволило восстановить исторический цвет стен. Обнаружение сохранившихся образцов английской плитки дало возможность воссоздать облицовку топок камина-печи и каминов.

При воссоздании лепного декора Кленовой гостиной реставраторы обнаружили в раскрывшемся проеме между двумя антресолями – из Кленовой в Парадный кабинет –небольшой фрагмент первоначальной отделки гостиной, давший ответ на вопросы об оттенке розового цвета и характере лепного рельефа с изображением роз.

Экспозиция
К началу Великой Отечественной войны в Александровском дворце находилось более 52,5 тысяч предметов, из них во время Великой Отечественной войны было утрачено более 44,8 тысяч предметов. Из того, что сохранилось, значительная часть предметов в данный момент находится в собрании других музеев.
Более шести тысяч предметов из фондов ГМЗ «Царское Село» будет представлено в экспозиции в интерьерах первой очереди. ГМЗ «Павловск» передал на временное хранение почти 200 предметов из исторической коллекции дворца. Центральный музей современной истории России (Москва) передал ключи от дворца, поступившие в музейную коллекцию от помощника коменданта дворца сразу после революции. Содействие в создании экспозиции оказали Фонд «История Отечества», ГАРФ, Центральный военно-морской музей имени Петра Великого, Эрмитаж, Русский музей, ГМЗ «Гатчина», Российская национальная библиотека, Ливадийский дворец-музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Новосибирский государственный художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Мемориальный историко-художественный музей-заповедник В.Д. Поленова, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, частная галерея Кристиан Ле Сербон (Galerie Christian Le Serbon) (Париж), Британский музей.

Интерьеры

Залы Большой и Малой Библиотеки
Согласно предвоенным музейным описям, в библиотечных залах дворца было почти 19 тысяч томов и 6 тысяч томов находились в личных комнатах. Сейчас в двух залах библиотеки выставлено более 5 тысяч томов.
Работы: отреставрирован искусственный мрамор, паркеты, книжные шкафы (частично воссозданы).

Угловая гостиная
Здесь Николай II принимал послов иностранных государств. Здесь же в мае 1902-го был принят посетивший Россию с официальным визитом президент Франции Лубе. Он преподнес в дар Александре Федоровне большой портрет Марии-Антуанетты с детьми в технике гобелена, выполненный с оригинала кисти Виже-Лебрен (1787). В годы русско-японской и Первой мировой войн императрица принимала в Угловой гостиной руководителей патронируемых ею благотворительных организаций. Семья часто устраивала здесь завтраки и обеды, собиралась во время домашних концертов, в которых нередко принимали участие звезды петербургской оперной сцены, в том числе Федор Шаляпин.
20 августа 1915 года в стенах Угловой гостиной состоялось историческое заседание кабинета министров, на котором Николай II принял на себя командование армией и флотом, – это решение современники впоследствии называли роковым.
Работы: отреставрирован искусственный мрамор, паркет, лепка, мебель, воссозданы портьеры и оконные заполнения.


Кленовая гостиная
Ее архитектурное оформление своей стилистикой (модерн) и формами резко выделяется на фоне остальных помещений. Главный архитектурный акцент – просторная антресоль, где императрица рисовала и занималась рукоделием.  
Здесь Александра Федоровна принимала близких ей людей и доверенных посетителей. Во время Первой мировой войны, когда Николай II находился в действующей армии, императрица заслушивала здесь доклады министров.
Работы: воссоздана антресоль, мебель, ковёр, декоративная лепка, камины.

Палисандровая гостиная
Этот интерьер оформлял Роман Мельцер в 1896-1897 годах. Основным материалом отделки архитектор выбрал палисандр  – дорогую древесину, которую доставляли из-за границы. В первые годы жизни во дворце Николай II и Александра Фёдоровна часто проводили время в уединении именно в этом интерьере. Затем гостиная стала местом завтраков и обедов царской семьи.
Императрица хранила в Палисандровой гостиной вещи, напоминавшие ей о родине – Гессенском герцогстве на юге Германии – пейзажи, акварели, портреты.   С помощью двух телефонных аппаратов императрица могла пользоваться местной петербургской сетью и напрямую связываться со Ставкой в Могилеве, где Николай II подолгу находился во время Первой мировой войны. Именно здесь 8 марта 1917 года генерал Корнилов объявил Александре Федоровне об аресте.
Работы: по историческим образцам воссозданы обивка стен, портьеры, ковровое покрытие, а также панели и камин из палисандра, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом (специальной обработкой граней и внешней кромки стекла), лепной фриз.

Сиреневый кабинет
За два десятка лет жизни Александры Фёдоровны в России Сиреневый кабинет – ее любимая комната в Александровском дворце, созданная Романом Мельцером, – ни разу не подвергался переоформлению. Шёлк розовато-лилового оттенка был заказан в парижской фирме Шарля Бурже. В этом кабинете император и императрица с детьми часто пили кофе после завтрака, собирались на вечерний чай. Александра Фёдоровна проводила много времени за работой и чтением.
   По воспоминаниям современников, императрица обычно сидела в шезлонге, откинувшись на кружевные подушки. Позади нее стояла стеклянная ширма, предохраняющая от сквозняков, а ее ноги были укрыты кружевной шалью.
Работы: воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, мебель, ковер, деревянные панели, камин, живописный фриз.

Спальня
Попасть сюда из личного коридора дворца можно было, пройдя через Палисандровую гостиную и Сиреневый кабинет. Утром, чтобы разбудить императора и императрицу, один из лакеев трижды стучал в дверь Сиреневого кабинета серебряным молоточком. Николай к этому времени обычно уже бодрствовал на своей половине, а Александра часто вставала поздно, и, если плохо себя чувствовала, не покидала личных комнат.
Работы: воссоздан альков, тканевая обивка стен, портьеры, ковер, мебель.

Приёмная Николая II
С 1905 года Александровский дворец стал главной императорской резиденцией, а значит и центром государственной жизни страны. Прибывшие на аудиенцию к императору чиновники сначала попадали в Приёмную, где постоянно дежурили флигель-адъютанты.
Работы: реставрация дубовых панелей, паркета, камина, обшивки потолка и ткани, изготовление встроенного дивана, реставрация люстры.

Рабочий кабинет Николая II
Здесь император ежедневно принимал министров, заслушивал доклады, работал с бумагами. Интерьер составляли стол, стулья, шкафы орехового дерева и большая оттоманка, обитая персидским ковром. На ней Николай II отдыхал, когда работа затягивалась до ночи или когда он возвращался в Царское Село из Петербурга поздно и предпочитал не тревожить близких.
Здесь же находилась личная библиотека Николая II, насчитывавшая около 700 томов военной, исторической литературы, книг по государственным вопросам, беллетристики и периодики. Отделка уничтожена в годы фашистской оккупации.
Работы: воссоздание портьер, камина, панелей, встроенной мебели из ореха, коврового покрытия. Предполагается, что в интерьер также вернутся воссозданные оттоманка, письменный стол с конторкой, лампа, кресла.

Мавританская
В мавританском стиле была оформлена ванная комната императора с бассейном для плавания вместимостью около тысячи ведер. Бассейн за несколько минут наполнялся водой нужной температуры. На площадке перед ним находился камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Бассейн и всё оформление ванной выполнялись по проекту и под руководством архитектора и инженера Николая де Рошефора. В апартаментах Николая II Мавританская была единственной комнатой для отдыха.  Отделка утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Работы: воссозданы: камин, бассейн, перегородка, ткани, ковер, занавески, турник, плафон, и живописный фриз.


Камердинерская
При Николае II здесь располагались Гардеробная и Камердинерская, разделенные перегородками.
Работы: из-за нехватки иконографического материала было принято решение оставить этот интерьер в нынешнем объёме; стены отштукатурили и покрасили, сохранили историческую лепку.


Парадный кабинет Николая II
Интерьер решён в стиле модерн. Деревянная лестница ведет на антресоль, которая соединяется с антресолью Кленовой гостиной. Здесь во время Первой мировой войны раскладывались карты военных действий и принимались судьбоносные решения.
Работы: реставрированы камины, паркет, потолок, лестница на антресоль; по найденным образцам воссозданы росписи стен (обнаруженные фрагменты законсервированы), воссозданы портьеры и частично мебель.

Историческая справка
Александровский дворец был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука – великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. Автор проекта – итальянский архитектор Джакомо Кваренги.

Личные покои для Николая II и его супруги Александры Фёдоровны разместили на бывшей «свитской» половине Александровского дворца. Переделки производились с 1894 года под руководством Александра Видова и Александра Баха. Затем, после смерти Видова, ими некоторое время руководил Сильвио Данини, которого, в свою очередь, сменил Роман Мельцер.

С 1905 года дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 12 лет царствования российского императора; отсюда 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II – детский дом.

Во время фашистской оккупации города Пушкин здесь размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма. Площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.
После войны дворец был законсервирован и в 1946 году передан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы. Здание готовили к масштабной выставке, посвященной 150-летию А.С. Пушкина. В связи с этим в 1947-1949 годах здесь  начались восстановительные работы: планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства конца XIX – начала ХХ века. Во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных, а также Мавританской уборной были уничтожены. В 1951-м дворец передали Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей.

В ведение музея-заповедника «Царское Село» дворец передан в октябре 2009 года. В июне 2010-го, в дни празднования 300-летия Царского Села, были торжественно открыты после реставрации три зала Парадной анфилады.