В.А. Григорьев: «России лучше идти своим путем»


- Владимир Анатольевич, в последнее время особый интерес вызывает вопрос влияния востока и запада на развитие архитектуры. На ваш взгляд, что приемлемо для России?

Говоря «запад», мы обычно подразумеваем определенный набор гуманистических, культурных, цивилизационных ценностей, направленных на внешнюю сторону прогресса. Восток – иное дело. В особом укладе, социальных и религиозных аспектах общественной и личной жизни проявляется глубокое стремление к познанию внутренней сущности человека. Эти различия находят отражение и в архитектуре.

Византия и Эллинистическая эпоха оказали сильное влияние на архитектуру, и, хотя географически эти миры довольно близки, их архитектура сильно различается. Россия после принятия православия следовала культуре Византии, продолжающей традиции Рима и античности. Вместе с тем наша страна, находясь на рубеже между востоком и западом, всегда была связана с этими двумя столь разными мирами, которые позднее в средневековой Европе послужили основой эпохе Возрождения.

Ориентируясь на повышение стандартов качества жизни, мы всегда считали себя частью европейской цивилизации. Но если внимательно посмотреть на российскую архитектуру от запада до востока, невозможно не заметить ее многообразие. Несмотря на то, что благодаря Екатерине II все русские города получили регулярную планировку, специфика местности и культурные традиции все же отразились в их облике. Например, на Дальнем Востоке заметно сильное влияние Китая, а сквозь Калининград советского периода просвечивает прусский Кенигсберг.

Мы знаем, что человечество принимает взвешенные решения, адаптируя мировой опыт и применяя его в локальных условиях исходя из принципов целесообразности и реализуемости. Взять, например, архитектурный стиль барокко. Петербург стал первым европейским городом в нашей стране, воплотившим с момента своего основания принципы организации пространства этого архитектурного стиля. Однако памятники петровского барокко в Санкт-Петербурге или нарышкинского барокко в Москве сильно отличаются от европейских образцов, демонстрируя простоту объемных построений, четкость членений и сдержанность убранства. Классицизм в нашем городе тоже имеет свои определенные черты, а петербургский модерн включает широкий спектр художественных направлений.

- Что в современном мире является полезным для России, в частности Петербурга?

- Полагаю, архитектуре в России нужно развиваться в своей уникальной манере, вбирая лучшие тенденции вне зависимости от того, где они применяются – на западе или на востоке. Лучше идти своим путем, это правильней. Как сказал великий Микеланджело: «тот, кто идет вслед за другими, никогда их не догонит».

- Главное чтобы нам никто не мешал…

- Главное, чтобы мы сами себе не мешали. К сожалению, мы во многом потеряли лидирующие позиции в мировом архитектурном процессе, которые занимали в 20-е годы в период русского авангарда. Да и образцы ар-деко в сталинской архитектуре считаются яркими примерами этого стиля. В то же время это обстоятельство дает нам определенное преимущество – возможность проанализировать накопленный мировой опыт и использовать его при принятии собственных решений. На мой взгляд, в свое время и рыночную экономику следовало выстраивать, не копируя чужие модели. Хотелось бы верить, что мы прошли период увлечения англо-саксонскими моделями экономики и поняли, что у нас они либо не приживаются, либо приводят к нежелательному результату.

У меня есть книга «ООН-Хабитат», где представлены примеры современной жилой социальной застройки, того что у нас принято называть «эконом классом». Глядя на эти примеры, я хотел бы, чтобы наша архитектура перестала быть похожей на архитектуру стран со слабо развитой экономикой. Мне представляется правильным стремиться к комфорту жилой среды на примере скандинавских странах. Вообще лучше учиться на хороших примерах.

В целом, в архитектуре есть и техническая и художественная составляющие. С художественной точки зрения целесообразно ориентироваться только на себя, что же касается технического аспекта, включая строительные технологии, то лучший пример – западный. При этом мой призыв к архитекторам – очень внимательно относиться к понятиям «дорого» и «дешево».

Продолжение интервью читайте в журнале: "Капитель" (выход в свет в начале марта)
Беседовала Гуляева Елена