"Современные экологические вызовы в градостроительстве и пути их решения"

После проведения в Санкт-Петербургском Союзе архитекторов летом 2017 года первой конференции «Архитектура, закон, бизнес: поиск баланса» её участники – архитекторы, девелоперы, представители исполнительной и законодательной власти города, выразили пожелание проводить ее на постоянной основе для поддержания конструктивного трёхстороннего диалога.
27 апреля 2021 года состоялась 4-я конференция формата: "Архитектура, закон и бизнес", организатором которой выступили: СПб Союз архитекторов и РИА «Архитектурные сезоны». От исполнительной власти впервые в ней принял участие главный архитектор Ленинградской области Сергей Иванович Лутченко.
Мы встретились с ним, чтобы узнать какие у него остались впечатления от конференции, а также задать вопросы по стратегическому развитию Ленинградской области.

  В целом, впечатления остались положительные. Также  хочу выделить ряд лекций и докладов, которые меня заинтересовали: «От зеленой инфраструктуры к полноценному ландшафтно-экологическому каркасу» доктора географических наук, профессора Колбовского Евгения Юлисовича, «Экономические инструменты формирования водно-зеленого городского каркаса» доктора экономических наук, профессора Медведевой Ольги Евгеньевны, "Моделирование микроклимата для нужд водно-зеленого каркаса. Теория, практика и перспективы» метеоролога Павла Игоревича Константинова и доклады других экспертов, приглашенных на конференцию, также были полезны для практического и теоретического применения. Почему я выделил именно этих экспертов, на мой взгляд, любой градостроительный документ в современных реалиях — это совместный труд специалистов разных отраслей, позволяющий рассмотреть проблему в разных ракурсах, не зацикливаясь только на планировочных или градостроительных аспектах. Я считаю, что в дальнейшем можно было бы предложить экспертному сообществу дать возможность провести «мозговой штурм» для решения какой-нибудь локальной задачи (мастер-класс) и оценить по итогу. Это всегда полезно, позволяет учится работать в команде и ближе знакомиться с коллегами, а в качестве «рук» пригласить для участия в каждую команду по 2 студента из ведущих ВУЗов СПб.

 - Вы считаете нужен ли Санкт-Петербургу и агломерации «Водно-Зеленый экологический каркас, насколько современное законодательство, градостроительное проектирование и новые технологии готовы к экологическим вызовам?

 Деятельность современного человека в природе, будучи локально, ситуативно рациональной, является иррациональной, разрушительной в глобальном смысле. Все катастрофы антропогенного характера, к каковым относится и современная экологическая, коренятся в головах людей, человеческих душах, их разуме, особенностях сознания. Формирование экологической культуры общества, экологизации сознания представляет собой исходное условие глобальной рационализации человеческой деятельности, преобразование ее на принципах совместимости, оптимального подключения производственных процессов, человеческой деятельности к природному кругообороту в качестве управляющего звена сохранения и развития биосферы. Санкт-Петербургу и территории агломерации необходим «водно-зеленый экологический каркас» в закрепленных границах для устойчивого развития территории и максимального сохранения природного фактора жизнедеятельности человека.

 - Всегда ли эко услуги – это дорого? Как повернуть экономику города к оздоровлению экологии и сделать ее доходной для городского бюджета и девелоперов?

Вопрос больше политический и экономический, чем градостроительный. В городской среде должен сохраняться баланс человеческого (урбанизированного) и природного начал. Изменения в законодательство в части сокращения ограничений для выделения участков у воды, изменения в Водный кодекс привели к утрате большого количества резерва для возможного развития «водно-зеленого экологического каркаса». Изменилась граница береговой полосы с 50 метров до 20 метров, также изменились ограничения в части водоохраной зоны и прибрежно-защитной полосы. В недавних посланиях Президента РФ – В.В. Путина вектор изменился, в рамках реализации национального проекта «Экология» предстоит сформировать полноценную систему экологического мониторинга, осуществить переход крупнейших промышленных предприятий на наилучшие доступные технологии в целях снижения вредного воздействия на окружающую среду в результате их деятельности. Многие экологические мероприятия поддерживаются, как административно, так финансово государством, поэтому есть возможность сделать выгодным то, что раньше было невыгодным.

- Насколько современное законодательство, градостроительное проектирование и технологии готовы к новым экологическим вызовам? Какие изменения в Генеральном плане СПб позволят сформировать Водно-зеленый экологический каркас Санкт-Петербургской агломерации?

Смотря, что вы называете экологическими вызовами, в последнее время участились природные катастрофы, связанные с подтоплением территорий, примеры: Крымск, Хабаровский край, город Тулун в Иркутской области или недавние события этого года в Крыму. Для готовности к таким происшествиям, необходимо пересмотреть ДТП МО в части исключения из развития подтапливаемые территории или включения мероприятий, которые направлены на исключения подтопления перспективных территорий до начала их застройки. До изменений в ДТП городов и поселений необходимо узаконить статус «водно-зеленого экологического каркаса» на федеральном уровне, думаю проводимые Санкт-Петербургским Союзом архитекторов и другими организациями ознакомительные семинары, конференции о необходимости установления в городах «водно-зеленого экологического каркаса» и как итог совместные резолюции будут способствовать скорейшему изменению в законодательство.

 - Какие шаги необходимо предпринять, чтобы в Генеральном плане СПб 2022 - появились задачи для формирования Водно-зеленого экологического каркаса, а также транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

 Начать нужно с изменений в ГК РФ. Необходимо включить понятие агломерация и «водно-зеленый экологический каркас» с последующим описанием процесса внесения изменений в ДТП города федерального значения и субъекта РФ приграничного с ним. Также необходимо уточнить процедуру совместного софинансирования любых градостроительных мероприятий между двумя субъектами, в настоящее время процесс законодательно не отрегулирован.

 Беседовала Гуляева Елена

Продолжение следует…