Новости союза архитекторов Петербурга

Новые поправки в градостроительный кодекс

Принятый в конце 2021 года Федеральный закон от 30.12.2021г. №447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит целый ряд принципиальных изменений в работу системы саморегулирования, установленной Градостроительным кодексом, которые можно условно разделить на 3 блока:

1) Изменения, связанные с требованиями к специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистам по организации строительства (статьи 55.5 и 55.5-1).
2) Изменения в правилах размещения средств компенсационных фондов саморегулируемой организации (статьи 55.16 и 55.16-1).
3) Изменения регламента ведения реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (статьи 55.17 и 55.20).

Важным требованием к специалистам, сведения о которых вносятся в Национальный реестр в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, с сентября 2022 года становится требование об обязательном прохождении ими с регулярностью в пять лет независимой оценки квалификации (НОК) вместо повышения квалификации. Более подробные регламенты прохождения НОК в специальных центрах оценки квалификации (ЦОК) и внесения сведений в национальные реестры специалистов, по-видимому, ещё будут разработаны. На сегодняшний день в Северо-Западном регионе зарегистрировано только 2 ЦОКа в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Можно ожидать, что к сентябрю их станет значительно больше, процедура прохождения НОК будет отлажена, а стоимость прохождения процедуры оценки квалификации значительно снизится. Поэтому пока нет смысла торопить сотрудников её проходить.

Кроме того, с сентября закон позволит уменьшить до 5 лет общий стаж специалистов в области строительства для включения в Национальный реестр, при условии прохождения независимой оценки квалификации, тогда как на сегодняшний день минимальный стаж в области строительства для таких специалистов составляет не менее 10 лет.

Из 31 профессионального стандарта, на соответствие которым будет проводиться независимая оценка квалификации в целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ о национальном реестре специалистов, пригодны, по информации НОПРИЗ, только два:

– «Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования» (утв. приказом Минтруда России от 19.04.2021 г. № 257н);

– «Специалист по организации инженерных изысканий» (утв. приказом Минтруда России от 09.11.2021 г. № 785н).

На сайте НОПРИЗ www.nopriz.ru в разделе «Совет по профессиональным квалификациям» выложена демо-версия квалификационных тестов для специалистов: главный инженер проекта и главный архитектор проекта (специалист по организации архитектурно-строительного проектирования) – 7-й уровень квалификации.

При этом регламент функционирования национальных реестров специалистов и перечень допустимых специальностей по организации архитектурно-строительного проектирования, утвержденный Минстроем России, пока остается без изменений.

Во исполнение решений 3-го блока изменений Градкодекса Минстроем России подготовлен  проект постановления Правительства РФ о составе сведений единого реестра членов СРО, порядка его формирования и ведения. Можно ожидать, что 1 сентября 2022 года реестр членов СРО надо будет вести только в составе единого реестра сведений о членах СРО, за размещение которого будет отвечать национальное объединение. При этом состав сведений о каждом члене СРО значительно расширится, в первую очередь за счет интеграции с национальным реестром специалистов (т.е. привязки сведений о специалистах, для которых работа в данной организации является основной) и подсчете в он-лайн режиме фактического совокупного размера обязательств по заключенным государственным и муниципальным контрактам. Все это означает, что для ведения единого реестра членов СРО в НОПРИЗ необходимо будет представлять документы и материалы, точный перечень которых не определен.