Мост Бетанкура и новый участок набережной Макарова запустили

Мост Бетанкура через Малую Неву и новый участок набережной Макарова вчера открыли для движения. Ради проекта было снесено дореволюционное здание на Ремесленной улице, что в прошлом году привело к крупному скандалу.

И мост через Малую Неву, и новый участок набережной Макарова являются единым транспортным узлом, призванным обеспечить удобную связь между аэропортом Пулково и стадионом на Крестовском острове. Строились они как два разных объекта, но в одни сроки — с весны 2016 года — и одним подрядчиком — ЗАО «Пилон».

Мост переброшен в створе улиц Одоевского и Новоладожской. Он вантовый, имеет форму буквы S. Несколько опор стоят на Серном острове.

Проект переправы делало АО «Институт „Стройпроект“». В первой версии предполагалось, что высота пилона-кольца, который держит ванты, составит около 90 метров. В этом случае он бы просматривался с главной акватории Невы и тем самым нарушал бы закон о зонах охраны. По одной из версий, чиновники надеялись согласовать проект как социально значимый, однако такую возможность им прикрыли юристы-любители из градозащитной группы «Экология рядовой архитектуры».

В итоге «Стройпроекту» пришлось корректировать документацию, понижая пилон до 44 метров. Впрочем, КГИОП требовал и того меньше — 33. Откуда взялась цифра 44, неясно, но и КРТИ, и комитет по градостроительству и архитектуре использовали в своих письмах именно ее. Координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов обращал внимание «Канонера», что в законе конкретных высот в отношении объектов на воде нет, но есть, например, условия, связанные с недопустимостью создания новых доминант, то есть объектов, превышающих фоновую застройку более чем на четверть.

В начале 2017 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры представил обновленный проект моста. Он стал выглядеть как прежнее кольцо, но с отрезанной верхней частью. Повторные конкурсы на проектирование и на строительство не объявлялись.

Высота пилона была не единственным нарушением закона. Практически на всем протяжении работ у заказчика, дирекции КРТИ, не было разрешения на строительство моста и согласованной проектной документации. При этом Ростехнадзор так и не оставил стройку, ограничившись штрафом.

Мост получил бы прямую форму, если бы его строили точно в створе улиц Одоевского и Новоладожской. Но, судя по всему, власти не хотели мешать группе «ЛСР» поставить несколько жилых домов на берегу Малой Невы. Чтобы обойти этот земельный участок, пришлось со скандалом расселять, а затем и сносить дореволюционный дом на Ремесленной улице, 3. Разборка прошла в августе 2017 года, причем практически за один день. Ее выполнило ООО «Атлант». Сносу предшествовала подделка документов, обернувшаяся уголовным делом: дореволюционный дом, который по определению запрещено сносить, юридически признали советским. Уже потом вице-губернатор Игорь Албин предложил подумать, возможно ли в подобных случаях, когда здания мешают важным для города объектам инфраструктуры, передвигать здания.

Сносили не только постройки. В 2016–2017 годах распилили железобетонный Мало-Петровский мост, который нависал над Ждановкой в створе Ремесленной и Новоладожской улиц. Там демонтаж проводило ООО «Арасар».

Много разговоров было и вокруг названия для переправы через Малую Неву. С момента, когда власти всерьез приступили к «бумажной» реализации проекта в 2000-х годах, его называли Серным — по Серному острову. Летом 2017-го топонимическая комиссия приняла решение это название официализировать, был подготовлен проект соответствующего постановления. Однако в ноябре комиссия передумала и с подачи Университета путей сообщения высказалась за мост Бетанкура — в честь инженера Августина Бетанкура. Топонимист Алексей Ерофеев переигровку объяснил тем, что Серный мост «не очень хорошо звучит». В конце марта мост Бетанкура появился на карте официально.

Набережную Макарова принялись тянуть от моста Бетанкура до Адмиральского проезда. Следующий за ним участок, переходящий в проспект Крузенштерна, сдали в 2016 году в рамках Западного скоростного диаметра.

На 2,4-километровом отрезке набережной устроили два путепровода. Один из них нависает над мариной центра маломерного флота «Ленинградец», другой — над территорией ОАО «Морской завод „Алмаз“». Судостроительному предприятию удалось убедить Смольный в необходимости прежде незапланированного моста, поскольку в противном случае завод лишился бы выхода к воде.

Набережная подключена к существующей улично-дорожной сети в двух мостах: возле моста Бетанкура и возле проспекта КИМа. На всем протяжении набережная имеет шесть полос движения.

В рамках проекта был наведен новый мост на Серный остров. Он пока безымянный, и, возможно, именно на него перенесут название Серный.

Вчера вечером движение по мосту Бетанкура и набережной Макарова было запущено в полном объеме. В будущем набережная должна получить новый перегон — от 3-й линии Васильевского острова до моста Бетанкура с переходом через реку Смоленку.