Матвиенко – эколог: зелень превыше всего

"Ни одна программа, ни один закон не должны обходиться без серьезной экологической экспертизы",- заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко во время общения с представителями средств массовой информации. По мнению бывшего губернатора (своими взглядами она поделилась после Невского экологического форума) защита окружающей среды - это благополучие и здоровье людей. ЗАКС.Ру решил вспомнить, как в эпоху Матвиенко "берегли" петербургскую экологию.Зеленые зоны В 2007 году под управлением правительства Матвиенко ЗакС принял закон о ЗНОП (зеленых насаждениях общего пользования). Как сказано в первой статье закона, он должен был регулировать "вопросы по охране, содержанию и восстановлению зеленых насаждений, расположенных на территориях, занятых зелеными насаждениями общего пользования". Депутаты одобряли его "сырым", в спешке, поясняя, что практически сразу придется его корректировать. Прошел год, и выяснилось, что городской комитет по градостроительству и архитектуре предложил исключить из охраняемого законом перечня зеленых насаждений общего пользования 1510 (всего сейчас в законе 2396) земельных участков, и откорректировать границы 253 участков. Исключать предлагалось преимущественно те территории, на которых инвесторы хотели возводить объекты капитального строительства. Город с принятием нового закона "О зеленых насаждениях общего пользования" тихо-мирно лишился большей части Новоорловского лесопарка - второго по величине лесного массива, уступающего лишь Юнтоловскому заказнику. На территории леса решили создавать особую экономическую зону, в которой планировалось производство комплектующих для заводов Toyota, Bosch-Siemens, Electrolux. А чтобы лесоохранное законодательство не мешало инвесторам, границы парка, разделенного на две части рекой Каменкой, слегка изменили. После принятия закона территорию Новоорловского лесопарка ограничили Каменкой. Пострадали зеленые насаждения и "по мелочи". В СМИ постоянно муссировали тему то одного вырубленного сквера, то другого. Под строительство бизнес "оттяпал" треть сквера на Долгоозёрной улице, в сквере на проспекте Гагарина соорудили ресторан. В настоящее время горожане бьются за участок сквера на улице Джона Рида, который решено отдать под стоянку. Тот же процесс идёт на улице Бадаева. В июле 2011 года на углу Камышовой и Стародеревенской улиц, несмотря на протесты населения, был вырублен сквер. На его месте должны построить магазин пешеходной доступности. В конце концов, жители начали бросаться на бульдозеры, которые приезжали уничтожать скверы и парки. Так случилось на улице Ивана Фомина. Еще одним ударом по "зеленым легким города" стали поправки самой Матвиенко к закону "О регулировании лесных отношений в Санкт-Петербурге", принятый в 2010 году.  Губернаторские изменения снимали любые ограничения на вырубку деревьев в городских лесах: на сплошную вырубку, на породы деревьев, используемых для данного вида заготовок и другие. Кроме того, исключается пункт о том, что "для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения". Таким образом, для рубки стало возможно использовать и жизнеспособные деревья. Мусорный ветер Замахивалась администрация и на "экологическое" решение проблемы мусора. Одной такой замашкой было строительство мусоросжигательного завода в Янино Лениградской области. - Строительство нового мусороперерабатывающего завода будет способствовать улучшению экологической обстановки не только в Санкт-Петербурге, но и во всем северо-западном регионе, - объясняла в 2010-м Валентина Матвиенко. К ее сожалению, с губернатором не согласились ни жители соседних Колтушей (там люди  выходили на митинги), ни экологи, которые прямо заявляли, что после сжигания мусора воздух в районе наполнится диоксинами. В ходе разработки проекта КБДХ (комитет по благоустройству и дорожному хозяйству) даже признался, что как таковой экологической экспертизы на воздействие на окружающую среду не проводилось Кроме того, оказалось, что непосредственно процесс сжигания мусора в Янино обойдется дороже работы существующего мусороперерабатывающего завода. Город датировать разницу отказался, а потому с вводом завода в строй жителям Петербурга придется еще и доплачивать за "мусорный ветер" - Правительство Петербурга поставило горожан в интересную ситуацию: жители заплатят за собственное отравление диоксинами и другими токсичными продуктами завода, – рассказывал руководитель проекта по эффективному использованию ресурсов Гринписа Игорь Бабанин, – а ведь дешевая, безопасная и экологичная альтернатива такому заводу существует: это раздельный сбор мусора и его переработка. Кстати, о раздельном сборе мусора администрация города тоже задумывалась. На разделение коммунальных отходов (на бытовые, крупногабаритные и отходы с содержанием вторсырья) из горбюджета было потрачено около 250 миллионов рублей. Деньги пошли на оборудование специальных площадок, изготовление и установку контейнеров. Последних, по данным Гринписа, было сделано 2200. Но увидеть и заметить подобные площадки так никто и не смог. В конце концов, администрация обвинила во всем жителей, которые не хотят приучаться к прогрессивному европейскому опыту. - Дело в том, что систему сбора мусора мало создать, ее надо постоянно и контролировать, и поддерживать в рабочем состоянии, а с этим Петербург пока не справляется, - комментировала проблему активистка Гринписа Мария Мусатова. Большая стройка Но больше всего Валентина Матвиенко любила крупные проекты. Считается, что ей особенно нравилась идея намывов – искусственного приращения города за счет водных территорий. Один намыв реализуется в Петербурге на западе Васильевского острова. Там предполагается образование новых территорий общей площадью 476 га, на которых построен новый морской пассажирский терминал, планируется возведение социальных объектов, жилой и коммерческой недвижимости. Правда, благое намерение добавить городу лишних 500 гектаров обернулась экологической катастрофой – в 2009 году ученые зафиксировали резкое помутнение воды в Невской губе. Они сходятся во мнении, что всему виной намыв на Васильевском острове. В результате этих работ было поднято со дна множество взвешенных и органических веществ, и песка. - Это привело к тому, что мутная вода появилась даже там, где ее до этого никогда не было, - в курортной зоне, в Зеленогорске, - рассказывал доктор биологических наук, научный сотрудник Зоологического института РАН Сергей Голубков. По его словам, сыграла свою роль и дамба. "Из-за нее изменилась схема течений. Появилась зона повышенного водообмена. Намыв и дамба грозят тем, что Невская губа, образно говоря, перестанет "дышать", - отмечал он. Намывом были недовольны и жители западной части Васильевского острова – многим, покупавшим квартиры с видом на Финский залив, пришлось смотреть на стройки, а сама береговая линия отодвинулась на 1,5 км. Не нравился некоторым горожанам и ЗСД – еще одно детище времен Матвиенко. Его строительство началось в 2007-м и должно было закончиться в 2013-м. Но до сих пор движение открыто лишь на половине южной части трассы. Тем временем, жители Петербурга и экологи забили тревогу. ЗСД проходит по территории Юнтоловского заказника. Эксперт программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России" Михаил Крейндлин заметил, что лично он тоже не против строительства новых автотрасс. Но его тревожит вопрос: почему будущая трасса ЗСД должна обязательно проходить по особо охраняемой территории — Юнтоловскому заказнику? Смольный пообещал, что экологии леса ничего не грозит, так как диаметр не затронет территорию государственного природного заказника "Юнтоловский", поскольку последнему присвоен статус особоохраняемой природной территории. В начале текущего года в конфликт вмешался губернатор Георгий Полтавченко. Поручение градоначальника провести серьезную экологическую экспертизу проектов, влияющих на состояние Юнтоловского заказника - в частности ЗСД, - оказалось услышанным. Выяснились два обстоятельства — во-первых, никакой экологической проверки этого строительства не проводилось, а во-вторых - на пути будущей трассы обнаружилось краснокнижное растение восковник болотный. Юнтолово при Матвиенко вообще являлся многострадальным парком. Катастрофическими последствиями для экологии грозит строительство автозавода в Каменке, представляющей собой часть Юнтоловского природного комплекса, считают в "Сохраним Юнтолово". Помимо того, что под завод вырубили 1,5 тысячи деревьев, местные жители стали наблюдать, как строители сливали в реку отходы. Представители компании, ведущей работы, этого не отрицали. Но заявляли, что сливают они бургель – самый безопасный из отходов. А то, что от него белеет река – не так страшно. www.zaks.ru
Ольга Мясникова