М.О. Кондиайн: «Крупные мегаполисы более уязвимы для новых экологических вызовов: как природных, так и техногенных»

В своих рассуждениях я попытаюсь под другим углом взглянуть на проблему экологических вызовов и стратегию устойчивого развития. Впервые термин устойчивое развитие появился еще в 1972 году.
 С тех пор прошло 50 лет и к принципам устойчивого развития, которые уже вошли в обиход, добавляется целый ряд новых вопросов. За последние 10 лет мы наблюдаем довольно резкое изменение климата на планете. Наводнения в Европе, крупные извержения вулканов, угрожающие авиации, лесные пожары в Сибири, Турции и ряде других стран с выделением СО2 (углекислого газа), когда горят десятки тысяч гектаров леса на протяжении длительного времени, что по загрязнению атмосферы сопоставимо лишь с выхлопными газами всего транспорта на земле.
 Забота об экологии в нашей стране - это всего лишь часть нашей общей задачи, рассуждая об устойчивом развитии городов мы должны четко понимать, как реагировать на подобные вызовы.
 Если вспомнить, то еще в средние века на Руси в градостроительных правилах было заложено, что строительство новых городов должно быть на возвышенности, высоком берегу у слияния рек, а что происходит сегодня – строятся огромные поселения на низменных участках, которые никак не защищены от наводнений.
В будущем мы должны задумываться, где и как проектировать и строить, чтобы не допускать таких ошибок.
 Известно, что природные катаклизмы зависят не только от человеческой деятельности, они еще непосредственно связаны с жизненным циклом Земли. О гигантском организме Земли мы, сегодня, что то знаем, благодаря бурению и геологии на глубину всего 8 - 10 километров от поверхности, (при том, что до ядра более 6000 километров). Нам еще долго предстоит изучать, какие процессы происходят в глубинах Земли и как они влияют на движение материков, морские течения, землетрясения, цунами и ураганы, но уже сейчас мы должны научиться учитывать возможные последствия. Ко всем вышеперечисленным мной природным вызовам добавляются еще техногенные. Это пандемия, которая потрясла весь мир, а мы до сих пор не знаем естественного или искусственного происхождения этот вирус, военные конфликты и терроризм. Так что нам предстоит решать множество сложных задач, чтобы защищать себя в будущем.

 Что нам дает полицентризм?

 Если перейти на градостроительную часть в контексте данной проблемы, на мой взгляд, один из очень серьезных инструментов – это полицентризм!
 Под этим понимается другая система расселения, особенно, что касается нашей огромной страны.
Огромные мегаполисы значительно более уязвимы в случае любых серьезных угроз, чем агломерация относительно небольших городов. Кроме того, разрастание крупнейших городов приводит к множеству проблем внутри них - это экология, здоровье населения, маятниковая миграция, когда в центрах мегаполисов (например, в Санкт-Петербурге) уже более 45% всех рабочих мест сконцентрировано в самом его историческом центре, из-за этого люди тратят деньги, энергоносители и годы своей жизни, перемещаясь каждый день из дальних уголков туда и обратно.
 Если в рамках одной агломерации вокруг главного исторически сложившегося центра мы получим целую систему новых городских районов и городов-спутников, каждый из которых развивался как полноценный самодостаточный организм с полным набором градообразующих функций (школами, детсадами и больницами, с обслуживанием, местами для отдыха и рабочими местами для большей части населения рядом со своим жильем), то людям будет просто незачем каждый день ездить в центр. Кстати, пандемия показала, что удаленная работа тоже может использоваться эффективно: работая дома или в ближайшем офисе, но в то же время быть связанным с центральным офисом крупной компании. Со временем это приведет к тому, что рабочие места будут в основном, располагаться не далеко от дома.
И это одна из важнейших задач. Ясно, что центры мегаполисов останутся вне конкуренции, но в них должны развиваться функции не ежедневного, а эпизодического спроса. Если такую систему запустить как государственную программу, то через десятки лет мы смогли бы получить очень серьезный, в том числе экономический и экологический эффект, а более равномерное расселение людей уберегло бы большую часть населения от нарастающих, как природных, так и техногенных угроз.

 О реставрации в центре Санкт-Петербурга

 Устойчивое развитие Санкт-Петербурга невозможно рассматривать без его исторического центра, где более 8000 зданий медленно разрушаются. Есть среди них памятники архитектуры, на реставрацию и содержание которых государство в состоянии выделить средства. Но есть другие тысячи зданий и сооружений рядовой (фоновой) застройки, многие из которых представляют ценность, только как часть исторической среды, но тоже подвержены старению, как физическому, так моральному. Фундаменты на деревянных сваях и лежнях, деревянные балки перекрытий, стропила, да и сама кирпичная кладка со временем утрачивают прочность. Кроме того, еще более страшная вещь - моральное старение этой застройки, которая не соответствует современным представлениям и образе жизни. Чтобы заменить фундамент, нужна комплексная реконструкция. Для создания современных планировок, инженерного оборудования, лифтов, иногда требуется вплоть до сноса и воссоздания исторического здания в том же облике. При этом появляется возможность организовать подземный паркинг, что радикально влияет на качество жизни и окружающей среды.
 Сегодняшние градозащитное законодательство, которые появились у нас еще в 90-х годах прошлого столетия, когда было хищническое отношение к историческому наследию, уже в XXI веке начинает сильно сдерживать новые возможности реабилитации исторических зданий.
Сегодня разрешена реставрация фасадов, косметический ремонт и реконструкция только отдельных разрушающихся элементов здания. В результате самая активная часть населения начинает выезжать из центра, в современные комплексы, оборудованные всеми удобствами, парковками, лифтами, итд.

 А кто остаётся в центре города? Там в коммунальных квартирах остаются проживать пенсионеры и самые малообеспеченные люди, которые не в состоянии оплачивать содержание жилого фонда. В некоторых городах центр постепенно заселяют «гастарбайтеры». Эти процессы наблюдаются и в европейских городах. И если они у нас затянутся на десятки лет, то изменится социальная и криминогенная ситуация; произойдет серьезная деградация ряда исторических районов, когда в результате придется сносить целыми кварталами, а затем строить все заново, поскольку будет уже невозможно делать деликатную реставрацию и ремонт.
На мой взгляд, нужно отредактировать законы, чтобы инвесторы смогли вернуться в центр. В свое время эти законы сделали практически невозможной комплексную реконструкцию, которая бы позволила дать старым сооружениям новую современную жизнь. Сегодняшние возможности города и даже страны не могут покрыть тех затрат, которые необходимы для содержания и обновления фонда недвижимости в центре города.

 О новом экологическом транспорте

 На слуху у всех новый вид экологического транспорта – электромобили. Как показывает практика, электромобили в последнее время становятся плохим конкурентом современному двигателю внутреннего сгорания.
Потому, что на производство и на утилизацию аккумуляторов электромобилей уходит колоссальные ресурсы, к тому же это очень вредное производство. Кроме того, по нормам электромобили не могут парковаться на обычных закрытых парковках вместе с обычным транспортом, поскольку их газовые выделения в выключенном состоянии намного вреднее рядовых авто. Для них нужны специально оборудованные парковки.
 Когда мы говорим о полицентрической модели где города-спутники могут быть соединены поездами на подвесах и столбах, не пересекаясь со всем, что происходит на земле, с наземным транспортом и сельским хозяйством, то это было бы хорошим решением, а для автомобилей главным решением является уменьшение трафика маятниковой ежедневной миграции, за счет приближения жилья к работе. А также увеличение общественного транспорта, экологически чистого и комфортного.

 О подземной урбанизации в центре города

 Полицентрическая модель развития агломерации вместо разрастания мегаполиса подразумевает перераспределение рабочих мест в места проживания и, соответственно, уменьшение пассажиропотоков и транспортной нагрузки на центр города.
Кроме того, с развитием подземной урбанистики, строительства под площадями, улицами и реконструируемыми зданиями подземных парковок, улицы в центре города освобождаются от значительной части припаркованных машин, увеличивается их пропускная способность и проблема исчезает сама собой.
Тогда не нужно ни платного въезда, ни дорогих автостоянок, (в городах Европы, например, автостоянки намного дешевле, чем в Москве). Всегда есть альтернативные способы, позволяющие решать подобные проблемы. Их просто нужно внедрять!
 Все это и будет обеспечивать устойчивое развитие наших городов.
 Резюмирую: на мой взгляд, нашему городу нужна государственная целевая программа перехода к полицентрической модели, рассчитанная на долгие и долгие годы.
    
Полную версию записи конференции смотрите на канале:https://www.youtube.com/channel/UCkXgpDzrcfXoUNT0LmELcLg 
https://www.youtube.com/watch?v=5hjF-GulkF4&t=526s