[caption id="attachment_27424" align="alignleft" width="300"] OLYMPUS DIGITAL CAMERA[/caption]
Молодые архитекторы предложили запустить по Обводному каналу трамвай и воссоздать средневековое понимание города. В рамках воркшопа под эгидой Смольного студенты представили концепции реновации квартала на Обводном канале.
В преддверии международного конкурса на развитие промзон «серого пояса» КГА решил поучаствовать в воркшопе молодых архитекторов. С идеей его проведения выступили журнал «Проект Балтия» и шведское архитектурное бюро Semren & Mansson. Участникам предложили реновировать территорию между Обводным каналом, Старо-Петергофским, Рижским проспектами и улицей Циолковского. Архитекторы высказали идеи, но на этом, скорее всего, все и закончится.
Квартал, предложенный на растерзание студентам, исторически являлся промышленным. На углу Обводного канала и улицы Циолковского находились казенные винные склады. Рядом – электротехнический завод фирмы «Савельев и Ко». В центре – пивоваренный завод Дурдина вместе с жилыми домами для работников.
Промышленность сохранилась до сих пор. В корпусах завода Дурдина работает «Комбинат пищевых продуктов», производящий хлебопекарные дрожжи. По соседству находится база «Гортранса». А на Рижский проспект выходят корпуса машиностроительного завода «Ленпродмаш». Все это перемежается жилыми домами и административными зданиями.
На переосмысление квартала участникам воркшопа дали всего неделю. 15 студентов и недавних выпускников отобрали на конкурсе портфолио.
Проект — 30/30/40. Участники: Мария Ляшко, Елизавета Гинко, Александра Бородина, Андрей Барабанов, Валентина Холошенко.Победителями воркшопа жюри признало команду 30/30/40. Название пошло от принципа, предложенного КГА. По мнению его главы, 30% «серого» пояса должно быть отдано под общественные пространства, 30% — под рабочие места, а 40% – под жилье.
Центром квартала молодые архитекторы предложили сделать площадь вокруг главного корпуса завода Дурдина. Вместо производства дрожжей в нем должен разместиться культурный центр с выставочным пространством или библиотекой. Через пешеходный Борисов мост с площади можно будет попасть в «Красный треугольник». Его Смольный тоже периодически порывается реконструировать. Окружающие корпуса складов и пивзавода можно превратить в лофты — рабочие и культурные пространства. Фактически они в них уже появляются стихийно. Один из первых примеров такой реконцепции – комплекс «Ткачи» у метро «Обводный канал». Еще одно, районное общественное пространство можно обустроить вокруг бывшего кинотеатра «Москва». Сейчас студия «Литейная часть-91» как раз готовит проект его реконструкции под культурный центр.Жилую застройку архитекторы предложили кардинально перестроить. Лицевые корпуса можно капитально отреставрировать или реконструировать, а внутренние — частично снести и заменить на новые здания, сохранив конфигурацию дворов. Это позволит привести жилой фонд к современным санитарным нормам, расширить дворы и заодно — обеспечить квартал парковками, подземными или заглубленными, объясняет Мария Ляшко.
[caption id="attachment_27425" align="alignleft" width="300"]Участники проекта «СУП» зашли с другой стороны. Для начала они предложили организовать транспортные связи района. По центру Обводного канала они придумали проложить ветку трамвая. Остановки должны стать стеклянными кубами, в которых и транспорт можно загодя увидеть, и кофе попить.
Еще одна идея — создание поблизости перехватывающей парковки с прокатом велосипедов и бесплатным автобусом на Невский проспект. Вот только, по расчетам команды, дорога до центра займет более получаса.
В остальном — идея похожа. На пивзаводе и бывших винных складах должны разместиться общественные пространства. «Их назначение определят будущие арендаторы или инвесторы», – рассказывает Мария Шапченко. Территория между Рижским проспектом и Курляндской улицей должна стать жилой, сочетающей закрытые дворы и общедоступные пешеходные переулочки.
При этом завод «Ленпродмаш» команда предложила отправить под снос, застроив его территорию парковками, жильем и общественными пространствами. А вот исторические дома можно реконструировать. Одна из идей — пристройка к окнам приставных балконов на самостоятельных опорах.
Проект The New Middle Age, «Новое Средневековье».Артем Никитин называет подход команды реиндустриализацией. На территории квартала архитекторы предложили открыть «резиденции», устроенные по принципу средневековых частных домов. В них могут располагаться и жилые квартиры, и производственные мастерские, а на первом этаже — магазинчики для продажи продукции. Таким же образом можно использовать и бывшие винные склады.
Общественным пространством должна стать Средневековая улица, на которую будут выходить магазинчики резиденций и площадь вокруг дрожжевого завода. Кроме того, вдоль Обводного канала команда предложила построить «горизонтальный небоскреб» – здание на опорах, со свободным проходом под ним. В небоскребе будут располагаться общественные функции.
Жилую застройку между Курляндской улицей и Рижским проспектом команда решила не трогать. «Структура кварталов нас устраивает. В них не хватает только благоустройства и малых архитектурных форм», – поясняет Артем Никитин.
Просто идеи
За участие в проекте архитекторы получили грамоты за подписью главы КГА Владимира Григорьева и бонус к портфолио. «Мы надеемся, наши идеи будут использованы», – хором говорят участники. Но не обольщаются.
«Сложности с реновацией «серого» пояса связаны с нехваткой средств городского бюджета, с наличием большого количества собственников, принципиальностью градозащитников и строгостью охранного законодательства», – перечисляет Мария Ляшко.
Переезд «Комбината пищевых продуктов» и «Ленпродмаша» заложен в перспективном Генплане, но как и когда он произойдет неизвестно. Непонятно, кто решится реконструировать жилую застройку. Хотя с точки зрения архитекторов, потенциал бывших промзон — огромен.
«Серый» пояс — это золотая территория. В ней нет такой ценной и плотной застройки, как в центре города. Зато есть место для фантазии и пространство, чтобы создать скверы или общественные зоны», - добавляет Мария Шапченко.
Скорее всего, проекты молодых архитекторов так и останутся красивыми картинками. В этом году КГА планирует объявить закрытый международный конкурс на разработку концепций развития трех промзон в районе будущей широтной магистрали «Фаянсовая — Зольная». Опыт прошедшего молодежного конкурса поможет в его подготовке, говорят в комитете. Однако уже исследованная территория в список конкурсных промзон не войдет.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»