Новости союза архитекторов Петербурга

Градсовет удаленно 5.08.2020

Тематический парк «Лукоморье»

Идею открыть тематический парк по сказкам Пушкина генеральный директор ООО «СВЕТОЧ» Светлана Головерова вынашивает больше десятка лет.
 Проект поддерживает РЖД, в 2017 году его одобрил совет по инвестициям, а в 2019 город выделил под застройку участок площадью шесть гектар на границе Буферного парка.
 
Градсовет рассматривал концепцию, которую разработала нидерландская компания Jora Vision Europe B. V. при участии петербургских коллег из Санлайн-Строй.


Как оказалось, не все иностранные проектировщики одинаково хороши. Уникальный для градсовета случай: главный архитектор проекта Марина Каупонен буквально призывала экспертов критиковать представленную работу, первой назвав ее «перекитчем», – по всей видимости, наладить диалог с зарубежными коллегами ей не удалось.

Рассказ сопровождался тяжелыми вздохами, драматичными паузами и цитированием «велеречивых» голландцев в самых спорных местах. Предложенное здание – по сути декорированный ангар.
Оболочка, по ощущениям голландцев, «создает wow-эффект, интригует посетителя и отражает грандиозный замысел». Среди референсов – лемех и березы, на рендерах – едва ли не наклеенные на фасады абстрактные рощи. Внутри расположится несколько тематических зон с аттракционами и детскими площадками, музей Пушкина, фонтанное шоу.
 На визуализациях с наполнением парка глаз, к слову, отдыхает: здесь авторы неожиданно уходят от эстетики турецких курортов в сторону билибинских иллюстраций. Здание не превышает разрешенные 10 метров, рядом предлагают открыть новую станцию Малой октябрьской железной дороги, а для комфортного подъезда автобусов и машин – развивать дорожную сеть.
В пиковый день парк по расчетам будет принимать 2000 посетителей. В большинстве своем члены градсовета тепло отнеслись к идее парка по мотивам сказок Пушкина. Как отметил Михаил Мамошин, «мы все – продукты пушкинских сказок». В отношении же облика предсказуемо не было ничего, кроме критики и пожеланий «срочно перезагрузить проект».
Феликс Буянов посчитал подход голландцев оскорбительным: «Почему в блистательном пригороде Санкт-Петербурга должна появиться возмутительно китчевая ангарного типа архитектура? Не может здесь быть такой примитивной формы».
Евгений Герасимов предположил, что «голландцы считают нас туземцами» и призвал прививать детям все же хороший вкус. Михаил Мамошин увидел три выхода из ситуации: сделать нейтральный ангар, какие часто встречаются вдоль железной дороги; обратиться к мультимедийным фасадам или суперграфике.
Сергей Орешкин обратил внимание на то, что при работе с таким участком не обойтись без ландшафтного архитектора.
Святослав Гайкович посчитал, что в «проекте странно все», назвав его «ящиком из области упущенных возможностей».
Владимир Григорьев также увидел большие перспективы и пользу для города, но удивился ходу мыслей авторов: «Такая живописная функция допускает любую оболочку и форму. Участок большой, могла быть пластически сложная композиция, которая помогла бы дойти до сердца, понимания, души ребенка. Не нужно делать большое подобие игрушки, это психологически дезориентирует: дети начнут любить все большое в независимости от качества, это опасно. Должно быть здание, которое архитектурными качествами рождало бы эстетические чувства, любовь и к Пушкину, и к архитектуре».

Жилой комплекс у «Юноны»



СПб, улица Маршала Казакова, дом 21, корпус 2, литера А
Проектировщик: ООО «ПАРИТЕТ-ГРУПП»
Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «ЛСР»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Мастерская Андрея Шарова работала с участком почти правильной прямоугольной формы на улице Маршала Казакова. Соседство с рынком «Юнона» и портовой промышленной зоной скрашивает строящаяся рядом с будущим комплексом станция метро «Казаковская» .

Архитекторы перебрали несколько вариантов компоновки зданий и остановились на следующем: осью является пешеходный бульвар, по обе стороны от него симметрично располагаются шесть 23-этажных домов-пластин и четыре 25-этажные башни.

По словам Андрея Шарова, такой генплан дал большие дворы, проницаемость и возможность реализовать квартирографию заказчика: в комплексе преобладают студии и однокомнатные квартиры без лоджий и балконов. Автор указал и на недостаток решения: ось-бульвар никуда не ведет и нигде не заканчивается, но есть надежда, что в будущем появятся большие объекты, которые завершат ансамбль. Отклонение от разрешенной высоты в 40 метров заказчик уже получил. В ходе обсуждений выяснился также класс жилья – «жесткий эконом».Мнения экспертов разделились: кому-то понравился генплан и фасады, другим они показались примитивными.

Рецензент Александр Кошарный назвал решение крепким: «из простых приемов и форм создана мощная композиция». Юрий Земцов после некоторых сомнений признал комплекс вполне убедительным. Евгений Подгорнов охарактеризовал здания как «в целом приятные и лаконичные». Для Феликса Буянова градостроительный прием оказался «впечатляющим и вполне уместным», не хватило только более ясных высотных акцентов. Михаил Мамошин поддержал работу и увидел в ней много смыслов.
В другом лагере оказался Анатолий Столярчук, который посчитал невозможным «не реагировать на пересечение двух магистралей и станцию метрополитена, к которой устремятся жители квартала», в чем его горячо поддержал Вячеслав Ухов. Александра Карпова обеспокоила визуальная экология: «фасады искажают восприятие перспективы, здания словно расширяются кверху, а «танцующие» окна на торцах заставляют сомневаться в устойчивости зданий». Евгений Герасимов был «далек от восторгов, но и проблемы никакой не увидел». По его словам, «проект прагматичный и отражает все реалии нашей жизни, отвечая на запрос времени: продолжать расселять людей в отдельные квартиры тем или иным способом. Искусственно делать его игривым не стоит».
Владимир Григорьев подвел итог: «комплекс действительно крайне прагматичен и отражает реалии времени. Но простота оказалась пугающей для авторов, и они не довели этот примитивизм до звона. Шаг в сторону украшения фасадов – это попытка замаскировать слона в кустах, то есть впечатляющие по своей композиции лапидарные формы. Стоило меньше изобретать и больше вспоминать: Леонида Павлова, Георгина Кандилиса, Ле Корбюзье».
Источник: https://archi.ru/russia/86900/gradsovet-udalenno-
автор: Алена Кузнецова