«Проектируем в исторической преемственности»

История человечества читается в произведениях градостроительного искусства и в отдельных памятниках.   Деятельность архитектора влияет на сохранение исторической архитектурной среды наших городов. Она должна быть направлена как на создание новой архитектуры, достойной своего времени и быть способной выразить индивидуальный характер того города, где работает зодчий. Архитектура затрагивает все стороны и аспекты человеческой жизни, влияет на безопасность, функциональный комфорт, экологию, психологию, эстетическое восприятие и воспитание человека.

Великие памятники нашего города, выполненные в различных стилях, объединены некими общими признаками, совокупность которых и можно назвать «петербургским стилем», сюда относится:

• Использование природных условий города, его рельефа, водных пространств.

• Ансамблевый подход создания градостроительной структуры, в основе которой положена пространственная связь исторически возникающих ансамблей.

• Разнообразие стилевых характеристик зданий, составляющих ансамбль, объединенных единством масштаба и модуля основных членений.

•  Сохранение творческого лица каждого мастера-зодчего и отражение духа времени.  

Я бы назвал в числе особенностей исторической  среды города своеобразное чувство локтя зодчих. Если внимательно изучать застройку исторического центра, то видно, что творчество одного архитектора становится продолжением последующего, одно здание - продолжает другое. 

Каждое строение вписано в окружающую застройку, при этом сохраняется дух времени создания сооружения. К сожалению, в современной градостроительной практике очень мало или совсем не используется опыт и те принципы, которые оставили нам наши предки.

Понятие качественной архитектуры должно включать в себя решение вопросов экологии, функциональной целесообразности, удобства проживания, создания гармоничной архитектурной среды, применение современных материалов и инженерного оборудования.

Современное градостроительное законодательство и градостроительный кодекс не позволяют в полной мере проектной организации влиять на создание архитектурного сооружения.

К сожалению, нет четкой формулировки понятия архитектурной деятельности в Градостроительном кодексе.  Если рассматривать вопрос цепочки «Заказчик – Девелопер – Архитектор – Экспертиза – ГАСН – Строители – ГАСН – Девелопер» с точки зрения толкования норм Градостроительного кодекса России, то можно утверждать, что отсутствует юридическое понятие «Архитектор». Отсутствует также четкое юридически оформленное понятие авторского права на архитектурное произведение. А ведь только архитектор видит конечный результат проекта, но, к сожалению, не может в полной мере воздействовать на реализацию своего замысла, что может снизить качество архитектуры.

Так, при проектировании жилого комплекса «Золотые купола», находящегося в Сертолово во Всеволожском районе Ленинградской области, мы сразу поставили задачу выполнить качественную архитектуру, начиная от проекта планировки до реализации проекта.

Нами было задумано планировочное решение, в котором была заложена структура объекта. На участке в 62 Га нам удалось разместить 280 000 м2 площади квартир. При этом удобство проживания людей было нашей основной задачей. Мы полностью выполнили социальное обеспечение жителей ЖК «Золотые купола»: нами запроектированы два детских сада с бассейнами, образовательная школа, торгово-развлекательный центр с плавательным бассейном и фитнес-залом. Для детей разных возрастов задуман городок безопасных аттракционов с детским кафе. В центре композиции расположена церковь с колокольней, которая будет просматриваться со всех точек жилого квартала. Большое внимание было уделено транспорту, благодаря чему практически 100% жителей будут обеспечены парковочными местами. Были также запроектированы велосипедные дорожки, что немаловажно для комфортного проживания жителей. 

.
 

В связи с тем, что жилой комплекс «Золотые купола» располагается в зеленой зоне вблизи озера Медное, очень важное значение имело благоустройство территории, нормативное обеспечение жителей газонами и зелеными насаждениями. Архитектору необходимо было очень тщательно прорисовывать расположение детских игровых площадок, зон отдыха, озеленения, автостоянок, учитывая необходимое количество парковочных мест.

При разработке планировочной структуры мы сразу задумывали жилые дома в форме полузамкнутых каре, в центре которых располагаются детские игровые площадки. Мы стремились вынести парковки за пределы дворов, располагая в них площадки отдыха, газоны, зеленые насаждения.

Проект разбит на 5 очередей. В настоящее время идет заселение первой очереди строительства. Близко к завершению строительство детского сада с бассейном.

Очень большое значение придавалось архитектуре комплекса. Владельцы домов хотели, чтобы жилье носило индивидуальный характер, было узнаваемым, теплым, комфортным для проживания. Мы ввели в композицию фасадов завершенные куполами эркера, что послужило основанием для названия жилого комплекса. Причем, в каждой очереди прорисовка куполов отличается.

На примере ЖК «Золотые купола» можно говорить о качестве архитектуры. При разработке проекта присутствовало взаимопонимание между архитектором, девелопером и заказчиком, поэтому разработка проекта привела к положительному результату.

К сожалению, зачастую у архитектора очень мало возможностей воздействия на строителей. Отсутствие авторского права, позволяет строителям корректировать некоторые проектные решения, что приводит к снижению качества архитектуры. На мой взгляд, в ведении архитектора должен быть не только авторский, но и технический надзор за строительством объекта. Именно это может быть решающим толчком для повышения, как качества архитектуры, так и качества строительства.

Повышение качества архитектуры возможно, если во всех составляющих процесса создания нового объекта (подготовки градостроительной документации, проектных решений, строительства) просматривалось бы отношение к архитектуре как к искусству.

В настоящее время группа архитекторов-единомышленников создала Ассоциацию архитекторов «АРХСОЮЗ КАПИТЕЛЬ» с целью воздействия на повышение качества архитектуры, выработки понятия авторского права архитектора, как инструмента повышения качества архитектуры, понимание архитектуры как вида искусства, способного обеспечить комфортную и гармоничную среду.

Создавая новые современные сооружения, мы должны помнить, что проектируем их не как абстрактное начало, вне времени и пространства, а понимая развитие идеи архитектуры в исторической преемственности.

Михаил Копков