Зарубежные новости

Дворец дизайна

Заха Хадид – не единственный в мире архитектор, приверженный «космическим» формам, однако здания, спроектированные ее архитектурным бюро, невозможно спутать с чьими-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой. Сегодня на повестке дня «взаимная адаптация» Сеула и Dongdaemun Design Plaza.

Фото © Virgile Simon Bertrand

«Донгдаймун Дизайн Плаза» (DDP) – общественный центр площадью более 86 000 кв.м, окруженный парком площадью три гектара. Его задумывали как новую точку сосредоточения культурной жизни столицы Южной Кореи, как место, дающее возможность проявиться всему многообразию актуальных направлений художественной, дизайнерской и выставочной деятельности.

Фото © Virgile Simon Bertrand
Комплекс, сданный в прошлом году, уже успел стать одной из самых популярных достопримечательностей города. Здесь 24 часа в сутки открыты кафе, магазины и дизайн-маркет, функционируют выставочные и лекционные залы, арт- и дизайн-галереи, конференц-холлы, музей дизайна и дизайн-лаборатория, медиацентр и лаунж. Весь набор сосредоточенных в «Плазе» объектов связывает прогулочный маршрут, проходящий по висящим в пространстве лестницам и пандусам органических форм.
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
 
Фото © Virgile Simon Bertrand
Как и у любого здания Хадид, у новой постройки помимо почитателей нашлось и немало критиков. Одной из претензий был сам факт появления футуристического объекта в древней части города. Однако Zaha Hadid Architects уверяют, что ставили перед собой задачу соединить историческое прошлое этой части Сеула с новым архитектурным ландшафтом. Поэтому ядром, вокруг которого «закручена» композиция здания, состоящего из нескольких, плавно перетекающих друг в друга корпусов, стало собрание исторических архитектурных артефактов, в частности, фрагментов древней городской стены.
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Как и другие сооружения бюро Захи Хадид, DDP создавалась методом цифрового проектирования, а точнее 3D информационного моделирования (BIM). В Южной Корее такой метод применялся впервые, но его использование как нельзя лучше отражает стремление этой страны к повсеместному внедрению высоких технологий. Информационное моделирование позволяет вести все составляющие проекта одновременно – с помощью BIM проектирование не ведется по схеме «от генплана к объему, а дальше к инженерным системам», а создается целостный комплекс будущего здания, где все пребывает во взаимодействии, которое и определяет пространственную организацию и сценарии функционирования объекта и прилегающей территории. Этот метод не только усовершенствует и ускоряет процесс, он позволяет тестировать объект на разных этапах проектирования на его соответствие техническому заданию и вносить коррективы, что дает возможность долгой успешной жизни постройки в дальнейшем.
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Впрочем, создание форм, характерных для творчества Захи Хадид, в принципе невозможно без применения цифровых технологий. Оболочка «Плазы» представляет собой выпукло-вогнутую поверхность и набрана из 45 000 панелей разных размеров, каждая из которых имеет собственную кривизну. Панели делятся на пикселированные и перфорированные и разработаны таким образом, что позволяют зданию меняться в зависимости от освещения: оно то четко выявляет cвою форму, превращаясь в замкнутый в себе объем, то, напротив, полностью растворяется, отражая небо и окружающий ландшафт. Ночью часть панелей отражает огни и окружающую рекламу, а часть пропускает встроенную подсветку фасада, что все вместе создает живой, интегрированный в город образ.
Фото © Virgile Simon Bertrand
При всей неоднозначности отношения профессионалов к творчеству Захи Хадид, каждый ее новый объект становится событием, уникальным явлением для того города или региона, где он возводится. Здание DDP, отвечая своему предназначению, выступает зримым символом дизайна и пытается таким образом установить непосредственную связь между городом, его обитателями и современной культурой.
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Фото © Virgile Simon Bertrand
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com